Все, кто пользуется парфюмерными продуктами, замечали, что в течение некоторого времени аромат меняется. Одни ноты ослабевают и исчезают, их место занимают другие, а некоторые проявляются постепенно и держатся устойчиво до самого конца. Изменение оттенков запаха отражает пирамида ароматов в парфюмерии.
Что такое ольфакторная пирамида
Она демонстрирует, как аромат будет раскрываться поэтапно с течением времени. Благодаря ей можно узнать, как парфюм будет звучать на коже, еще до того, как он будет использован. Раскрываемость аромата зависит от разных факторов: времени года, температуры воздуха, запаха кожи человека и интенсивности потоотделения, концентрации, времени, которое прошло после нанесения.
Верхние ноты
В ольфакторную пирамиду включены три ступени. Верхние ноты - аромат, который ощущается первым. Формируется запах в течение 5 минут, держится максимально 20-30 минут. Верхние ноты самые свежие, но летучие и быстро выветриваются. Несмотря на это, они яркие и насыщенные, на первых порах заглушают всю остальную композицию. После интенсивного звучания, верхние ноты гармонично переплетаются со средними, становятся их продолжением.
Цитрусовые ноты
Применяются для уравновешивания сладких, приторных ароматов. Цитрусы придают парфюму свежесть, легкость, воздушность, нравятся активным людям. К цитрусовым ароматам относятся лимонный, лаймовый, мандариновый, имбирный и запах бергамота. Ароматы их этой категории добавляют в состав умеренно, для нормализации основной базы, но не заменяют ими, чтобы не сделать парфюм слишком «кислым».
Свежие ноты
Здесь используется мята, обладающая освежающим эффектом. А также водные растения, чай, некоторые растений. Их назначение – подавлять на время яркий запах других ароматов, чтобы они проявлялись постепенно. Свежие ноты применяют тогда, когда нужно сдержать какой-нибудь выраженный ингредиент.
Средние ноты
Основа парфюмерной композиции, ароматы, которые слышатся наиболее длительное время «использования» духов. Им уделяется особое внимание, так как именно их ощущают окружающие, а не владелец аромата, потому что к времени их раскрытия его обоняние привыкает и притупляется.
По нотам сердца составляют мнение о парфюме окружающие. Поэтому композиция, составляющая средние ноты, обычно подбирается гармоничная, не агрессивная, нейтральная, которая воспринимается большинством людей. Но и из этого правила существуют исключения, когда средние ноты заполняют экзотические ароматы, необычные и загадочные. Ноты сердца в пирамиде более устойчивы, чем верхние. Держатся от 0,5 до 3 часов.
Цветочные
Самые распространенные ароматы, потому что разнообразны и универсальны – у них собственный красивый запах, и они способны гармонично совмещаться с более тяжелыми ароматами, используемыми для базы. По выраженности и устойчивости цветочные ноты также разнообразны, они могут быть едва заметными или яркими, глубокими или легкими.
Пряные
Используются специи – восточные или индийские: корица, имбирь, куркума, кардамон, мускатный орех, ваниль, шафран, гвоздика, перец, лист лавра. Пряные нотки в парфюме любят люди импульсивные, подвижные, уверенные в себе. Духи с пряными запахами могут быть ненавязчивыми и настойчивыми. Создают ощущение тепла, расслабленности, комфорта. Аромат специй подчеркивает особенности любого парфюмерного продукта, прибавить ему яркости и звучания. Пряные духи хорошо подходят женщинам и мужчинам.
Фужерные
Это запах растений с сильным устойчивым ароматом, например табак или хмель, лаванда, дубовый мох, герань. К этой группе относятся и искусственные ароматизаторы – кумарин и салицилаты. Применяются в люксовой мужской парфюмерии, включаются и в парфюмы для женщин, придавая им интересность и индивидуальность. Фужерные композиции могут быть легкими, как бы воздушными, либо резковатыми, как говорится, на «любителя».
Фруктовые
Группа считается противоположной фужерной. Фрукты придают парфюмерной композиции, сладость, создают ощущение летнего тепла. Многие женщины, независимо от возраста, любят фруктовые ароматы.
Нижние ноты
Базовые ароматы ольфакторной пирамиды, которые ощущаются последними. Самые долгоиграющие и тяжелые. Проявляются позже всех, но придают композиции глубину, богатство оттенков, силу и энергию. Максимальная продолжительность звучания базовых нот – от 8 часов до суток, они смешиваются с сердечными после испарения верхних ароматов, обеспечивают длительное впечатление от парфюма.
Анималистические
Парфюмеры используют для базы вещества животного происхождения – амбру и мускус, цибет, кастореум, они хорошо фиксируют и закрепляют остальные ароматы, сами обладают густотой и плотностью. Придают композиции теплоту и чувственный акцент. Духи с анималистическими запахами ориентированы на использование вечером и ночью, по времени года - на осень и зиму.
Смолистые
Смолистые ингредиенты придают сладкий, бальзамический запах хвои или дерева. Глубокие, продолжительные, они используются парфюмерами практически во всей продукции, усиливают стойкость, придают «объем». Смолы чаще можно найти в восточных парфюмах. Они придают экзотическое звучание любой композиции.
Бальзамические
Относятся к восточным, считаются популярными в нишевой парфюмерии. Как сырье используются ладан, смолы различных деревьев - листопадных и хвойных.
Амбровые
Придают свежий и острый запах, уникальный и резковатый. Несмотря на устойчивость, способность впитывать и сохранять ароматические оттенки, амбра - вещество на любителя, как и духи с ее содержанием.
Древесные
Применяются в мужских духах и композициях унисекс, но могут быть использованы и в женских. Характеризуются терпкостью, бархатистой горечью, частично со сладковатыми и дымными оттенками.
Характеристики некоторых нот пирамиды
В пирамиде запахов любой композиции парфюмерами используются какой-нибудь популярный оттенок, придающий ей узнаваемость. Это проверенные временем гармоничные сочетания либо отдельные ароматы, лидирующие в своей группе:
- Роза. Используются ароматы разных видов растения, соответственно и запах получается различный, несмотря на общую основу. Он может быть легким, чуть уловимым или томным и доминирующим. Это один из безусловных лидеров в цветочных композициях.
- Ваниль. Несколько приторный и экзотический запах призван сгладить резковатые оттенки базовых компонентов.
- Лимон. Самый яркий из цитрусовых оттенков, освежающий, не подавляющий другие составляющие. За эти свойства он широко используется в парфюмерии, производимой в разных странах мира. Гармонично дополняет другие ингредиенты, придает им обновленный вид.
- Лаванда. Имеет уникальное свойство – успешно соединяет ингредиенты, не слишком сочетающиеся между собой, придает композиции гармоничность. Ее очередь наступает, когда хочется придать духам насыщенный вкус и при этом не подавить ноты, на которых нужно сделать акцент.
- Перец. Нередко используется в восточных парфюмах, а также все больше приобретает популярность в продукции европейских производителей. Запах дает разный, так как используются разные виды специи, которые различаются между собой. Позволяет создавать необычные миксы.
- Масло косточек сливы. Яркий бархатистый аромат, хорошо сочетающийся с фруктовыми акцентами.
- Мускус. Имеет сладковатый оттенок, устойчив, позволяет придать длительности звучанию, образует долгий шлейф.
Качество этих составляющих проверено во многих композициях, с их помощью можно построить пирамиду так, чтобы переходы от верхней части до нижней были плавными и незаметными, раскрытие нот естественным. По умению подобрать составляющие оценивается работа парфюмера, его профессионализм.
Как выбрать парфюм правильно
У каждого человека свое восприятие запахов, чувствительность обоняния, потому выбирать нужно индивидуально. Чтобы аромат подходил, можно ориентироваться на такие критерии, как время года. Цветочные и пряные лучше всего подойдут для нанесения зимой, фруктовые и цитрусовые – весной. Летом хорошо звучат легкие, воздушные запахи, они будут отлично ощущаемы из-за высокой температуры воздуха. Древесные и терпкие композиции и предпочтительны для осени.
Ориентироваться надо на возраст. Молодые могут себе позволить яркие или необычные сочетания, ароматы унисекс. С возрастом предпочтение стоит отдавать гармоничным композициям, выдержанной классике. Стиль одежды также диктует свои правила. Свежие, легкие ароматы сочетаются с одеждой в молодежном и спортивном стиле, деловая и элегантная одежда требует глубоких и роскошных оттенков.
Работа и тип деятельности также вносит коррективы. Для повседневных занятий можно выбрать приятную, ненавязчивую композицию, для этой цели подходят легкие цветочные или фруктовые составы. Для профессиональной деятельности стоит остановиться на выдержанных, но не ярких парфюмах. Для романтического вечера лучшим ароматом окажется парфюмерный продукт, в котором будет чувствоваться влияние классических или экзотических цветов – розы, пачули, иланг-иланга.
Тренировка обоняния для распознавания ароматов
Чтобы лучше ориентироваться в запахах и узнавать их, можно проводить тренировку 2 раза в день, затрачивая всего пару минут. Натренировать обоняние можно, если вдыхать 4 разных аромата с выраженным запахом. Хорошо подойдут эфирные масла, они сильные и устойчивые. Можно использовать ароматические травы и обыкновенные специи. Каждому запаху нужно уделить по полминуты. Вдыхать нужно, концентрируясь на особенностях аромата. Делать неглубокий вдох, как бы принюхиваясь. Отличного результата можно достичь, если постоянно проводить несложное обучение в течение не менее полугода каждый день.
Как почувствовать запах парфюма
Магазин парфюмерии - закрытое помещение, в котором запахи разных продуктов расходятся и концентрируются. Если делать покупку быстро, можно не почувствовать всего богатства парфюма. Поэтому главное не торопиться.
Чтобы точно почувствовать аромат парфюма, нужно нанести его на блоттер, затем выйти на улицу. Нужно нанести аромат на кожу, подождать, пока он раскроется. На это может понадобиться минут 20. В идеале можно забрать блоттеры с собой и принюхаться позже. Чтобы очистить рецепторы, можно сделать глоток воды. Некоторые парфюмы не могут полностью раскрыться на блоттере, поэтому их нужно наносить на кожу. Нужно понимать, что чем сложнее состав, чем больше содержится в нем натуральных ингредиентов, тем они потребуют больше времени на «знакомство».
Ольфакторная пирамида помогает автору композиции правильно подобрать состав нового аромата, соединить все компоненты в целое так, чтобы они дополняли, а не противоречили друг другу, плавно переходили один в другой. Пирамида должна быть выстроена по правилам, первая часть, наиболее узнаваемая, как бы представляет парфюмерную композицию, она должна выгодно подчеркивать ее достоинства, так как именно с нее начинается знакомство с продуктом. От впечатления, которое оставит у человека первая часть, зависит, захочет ли он продолжить знакомство с парфюмом дальше и в конечном итоге приобрести его.
Вторая часть ольфакторной пирамиды не менее важна. Это основной аромат, который и будет ассоциироваться именно с этой парфюмерной водой или духами. Последняя часть будет создавать шлейф, и держаться дольше всех остальных «уровней» пирамиды. Составляющие базы не должны быть слишком тяжелыми, чтобы не создавать «удушающего» ощущения.